Лаборатория инновационных технологий и мониторинга качества знаний

Лаборатория инновационных технологий и мониторинга качества знаний

   Учебно-методическая лаборатория инновационных технологий создана в начале 2017-2018 учебного года. Она оснащена современной интерактивной панелью «EdPro» со встроенным компьютером, который позволяет выйти в интернет и посмотреть видео или воспользоваться учебным симулятором.

   Интерактивные панели являются последним поколением оборудования в области обучения. Они пришли на смену проекторам и меловым доскам. Это самостоятельный девайс, в котором настроена операционная система Microsoft Windows10, что позволяет использовать все программное обеспечение и соединяться с любыми устройствами под управлением Windows или Android, а набор установленных приложений, разработанных специально для панели, превращают это устройство в интерактивный дисплей, компьютер и смартфон. Возможность беспроводного подключения ко смартфонам и планшетам позволяет сопровождать учебный материал интерактивными тестами, 3D-моделями и видео с Youtube, визуальными эффектами и анимациями. Большое количество интерактивных инструментов позволяет эффективно проводить учебные занятия и презентации.

Проведение лекции с применением интерактивной панели

 

  Этот комплекс объединяет в себе программу для учителя, сайт домашнего обучения учащихся, адаптированные приложения для планшета, набор с примерно 300 географическими картами и более тысячей 3D-презентаций. Каждый преподаватель имеет свой аккаунт и может работать в системе дистанционно, использовать уже имеющийся в программе контент и учебники, создавать собственный конспект лекции.

  Это отличается от обычной презентации тем, что позволяет увеличивать, выделять, дублировать отдельные фрагменты учебника или учительского конспекта, добавлять на полях интересные ссылки на 3D видео материалы из интернета или упражнение. Модули для упражнений-тестов здесь созданы в игровой форме. Отвечая на тест, ученик проходит небольшую игру.

  В лаборатории проходят занятия с преподавателями академии по использованию в учебном процессе интерактивных панелей, рассматривается программное обеспечение, которое помогает студентам и преподавателям создавать интерактивные лекции, семинарские, лабораторные и практические занятия, понять, как это влияет на успешность и насколько сами преподаватели готовы использовать технологии в работе.

Демонстрация возможностей интерактивной панели

   

    По инициативе ректора Ходаковского В.Ф. в 2017 году академия приобрела вместе с панелью и программное обеспечение MozaBook. Это продукт венгерской фирмы, дистрибьютором которого в Украине является львовская компания EdPro.

Рабочая зона лаборатории

 

   MozaBook специально разработан для подготовки и проведения занятий, а EdPro адаптирует материалы программы на украинском языке. Существует возможность разработки специального программного обеспечения, предназначенного именно для студентов морской академии, что и есть в планах на будущее.

Структура Лаборатории инновационных технологий

 

Задачи лаборатории:

  • Осуществление мониторинга тенденций и перспектив в области образования как в Украине, так и в мире, создание банка данных инновационных идей в области образования.
  • Организация информационно-аналитического поиска новейших технологий по электронному обучению.
  • Подготовка предложений по внедрению новейших инновационных разработок.
  • Участие в разработке инновационной политики академии.
  • Введение в образовательный процесс перспективных и качественно усовершенствованных инновационных технологий.
  • Внедрение прогрессивных форм организации образовательного процесса и активных методов обучения.
  • Анализ учебно-инновационной деятельности академии и подразделений.
  • Разработка, организация и контроль мероприятий, направленных на выполнение требований компетентностного подхода в части обеспечения образовательного процесса академии.
  • Методическое и организационное обеспечение качества процедуры оценки курсантов / студентов.
  • Мониторинг информационного присутствия академии в информационно-коммуникационной среде.
  • Внедрение электронного обучения, поддержка разработки курсов преподавателями академии, обеспечение контроля электронного обучения.
  • Разработка инструкций, методических материалов по работе с сайтом электронного обучения.
  • Осуществление поддержки и сопровождения информационных процессов на сайте электронного обучения.
  • Проведение обучения преподавателей, курсантов / студентов пользованию сайтом электронного обучения.
  • Мониторинг качества Интернет-ресурсов академии и подразделений, разработка предложений по их совершенствованию.
  • Оказание консультационной и методической помощи преподавателям академии в системе электронного обучения.
  • Контроль за внедрением электронного обучения, соблюдением требований к организации обучения на сайте академии.
  • Обобщение опыта работы всех структурных подразделений по внедрению инновационных технологий и качества подготовки морских специалистов.
  • Информационное представление результатов инновационной деятельности академии в сети Интернет.
  • Создание и развитие инфраструктуры поддержки инновационной деятельности, содействие повышению имиджа академии.

  В структуру лаборатории введен Центр независимого оценивания знаний курсантов ХГМА.

   В первую очередь услуги лаборатории должны реализовывать разностороннюю поддержку и мотивацию преподавателей по развитию их педагогических компетенций, которые сочетают в себе как знания дидактических процессов, так и навыки профессионального использования ИКТ.

   Спектр таких услуг, которые предоставляет лаборатория, разнообразен:

  • консультации: компетентная поддержка преподавателей при создании и выборе оптимальной концепции занятия в электронной среде, индивидуальная поддержка и сопровождение преподавателей;
  • семинары и тренинги: теоретические и практические моменты компетентного использования технологий и инструментов электронного обучения. Форма реализации тренингов сочетает онлайн обучения, делает их эффективность значительно выше. В онлайн режиме преподаватель непосредственно сам создает технологии, инструменты и особенности использования в виртуальной среде сервисов 2.0;

   Лаборатория осуществляет  информационную поддержку:

  • для преподавателей создан электронный курс;
  • разрабатываются информационные материалы, как в электронной форме, так и в печатной.

 

Инфраструктурные изменения

   Для более эффективной работы лаборатория сотрудничает с другими структурными подразделениями, создает единое информационное пространство и дает возможность популяризации и распространению интереса к внедрению новейших информационных технологий. Следствием этого является укрепление внутреннего сотрудничества в академии, и как следствие, повышение эффективности работы.

    Пространство лаборатории выполнено в формате Мейкерспейс (Makerspace) - мировой формат креативных пространств-мастерских. Место для воплощения идей, проведения экспериментов, изучения, применения на практике и совершенствования новых навыков. А также просто интересного общения на технологические и научные темы и рождения новых идей. MakerSpace - это место, где можно найти единомышленников, получить помощь и научить других.

    Публичные пространства для мейкеров называются мейкерспейсамы, а также хакерспейсамы, фаблабамы им так далее. Сюда могут приходить преподаватели, чтобы воспользоваться специальным оборудованием, которое дорого стоит для одного человека, или является достаточно специфическим по своим характеристикам. Так, например, в лаборатории академии установлена интерактивная панель, имеются очки виртуальной реальности.

    Перепланировка учебных аудиторий является тенденцией, способствует внедрению в высшем учебном заведении образовательных технологий (отчет Горизонт-2016). Пространства в образовательных учреждениях перепланируются таким образом, чтобы максимально обеспечить мобильность, гибкость и возможность использования технических средств в обучении. Модернизация беспроводных сетей позволяет проводить веб-конференции, а также использовать другие методы удаленной коммуникации внутри рабочих групп. Установка больших экранов и дисплеев делает возможной работу над цифровыми проектами и презентациями, обеспечивает междисциплинарный подход к решению проблем.

План-схема лаборатории

 

  Просторный зал для мероприятий с участием большого количества людей (до 30 одновременно) является обязательной частью формата мейкерспейс. Это свидетельствует об открытости пространства и обеспечивает возможность свободного доступа всех желающих.

  Обучение работе с технологиями Web 2.0. на современном мультиборде, в 3D очках, основам электронного обучения – это тематика образовательных мероприятий, которые запланированы для проведения в лаборатории академии.

  Подготовлены учебно-методические материалы и рекомендации для педагогических, научно-педагогических и управленческих кадров.

  Тем самым, выполняются задачи Ереванского коммюнике 2015, которое указывает, что необходимо стимулировать качественное преподавание, создавать условия для совершенствования дидактических компетенций у преподавателей.

  Повышение качества и актуальности обучения и преподавания является главной миссией Европейского пространства высшего образования.

  Активное привлечение студентов, как полноправных членов академического сообщества, к разработке учебных программ и повышение качества подготовки - является залогом использования всех преимуществ цифровых технологий для обучения и преподавания.