Повышение качества образования

Повышение качества образования

Формирование здоровьесберегающей компетентности – важная задача подготовки морских специалистов

Проблема сохранения репродуктивного здоровья молодежи по своей значимости, масштабности, перспективности, стратегическому характеру на сегодня является одной из самых актуальных. Однако именно молодежь является одной из наиболее социально уязвимых групп населения. С одной стороны, она является будущим государства, его экономическим, демографическим, культурным потенциалом, а с другой – выступает перед большим количеством личностных проблем, возникающих в результате процессов вхождения в новую социальную среду и освоения новых социальных ролей. Молодые люди склонны испытывать новые и часто рискованные переживания; иногда ведут нездоровый образ жизни, что приводит не только к ухудшению их психической и социальной адаптации, но и ставит под угрозу личное общее и репродуктивное здоровье.

22 марта 2016 года психологической службой Херсонской государственной морской академии совместно с Херсонским областным центром «Успешная женщина» в рамках компетентностного подхода, с целью формирования социальной и здоровьесберегающей компетентностей проведен тренинг по вопросам сохранения репродуктивного здоровья и планирования семьи. В этом мероприятии приняли участие 20 курсантов из академии и Морского колледжа ХГМА в возрасте от 15 до 20 лет.

Участники тренинга узнали о губительных факторах, влияющих на здоровье человека, методы планирования семьи и средства профилактики инфекций, передаваемых половым путем.

Каждый курсант получил буклет с доступной информацией о важности репродуктивного здоровья и планирования семьи, а также призы за участие, которые предоставила общественная организация «Успешная женщина». По окончанию тренинга курсанты академии и колледжа пришли к выводу, что за свое здоровье и здоровье будущих детей несет ответственность каждый из них.

В Херсонской государственной морской академии проведена межкафедральная научно-методическая конференция «Внедрение компетентностного подхода: достижения и вызовы»

20 мая 2015 года на базе Херсонской государственной морской академии проведено межкафедральную научно-методическую конференцию «Внедрение компетентностного подхода: достижения и вызовы», в которой приняли участие преподаватели кафедр английского языка академии и Морского колледжа.

С приветственным словом выступили почётные гости: д.пед.н., профессор, первый проректор ХГМА Куликова Л. Б. и к.т.н., доцент, проректор по научно-педагогической работе ХГМА Бень А. П.

Во время конференции обсуждались следующие вопросы: «Составление рабочей учебной программы на основе компетентностного подхода», «Компетентностно-ориентированные модели обучения», «Критерии и система оценивания письменных коммуникативных компетенций», «Опыт внедрения 100-балльной шкалы оценивания англоязычных коммуникативных компетенций», «Особенности составления тестов с учётом компетентностного подхода к оценке англоязычных коммуникативных компетенций курсантов», «Специфика оценивания устных коммуникативных компетенций», «Соответствие учебных пособий по английскому языку по профессиональному направлению особенностям компетентностного подхода».

С заключительным словом ко всем присутствующим обратилась к.пед.н., профессор, заведующая кафедрой английского языка в судовождении Кудрявцева В. Ф., представив доклад «Перспективы дальнейшей интеграции коммуникативного подхода и компетентностного обучения английскому языку по профессиональному направлению».

В результате обсуждения первого этапа внедрения компетентностного подхода на межкафедральной научно-методической конференции выдвинуты следующие предложения:

1. Продолжить обучение морскому английскому языку на основе коммуникативного подхода, согласно с Модельным курсом 3.17. «Maritime English» IMO.

2. Согласно второму этапу реализации компетентностного обучения, указанного в техническом задании кафедры (протокол заседания Учёного совета ХГМА № 5 от 24.12.2014 г.), уточнить программы для дневной и заочной форм обучения на получение квалификационных уровней «бакалавр» и «магистр» с учётом профессионального компонента устных и письменных компетенций студентов, форм контроля и времени на их комплексную проверку в рамках каждой темы программы обучения.

3. Определить перечень умений, необходимых для проверки устных и письменных компетенций в учебных пособиях и тестах.

4. Усовершенствовать систему оценки приобретённых устных и письменных компетенций: отобрать критерии и составить разноуровневую шкалу оценивания; уточнить систему начисления баллов, согласно отобранным критериям; выбрать наиболее эргономичную модель аналитической или схоластической шкалы оценивания устных и письменных компетенций.

5. Уточнить систему поощрительных и штрафных баллов не только за учебный раздел, но и за учебный модуль и семестр в целом.

6. Продолжить внедрение гибкой четырёхступенчатой модели формирования компетенций студентов, что способствует наиболее эффективному овладению английским языком по профессиональной направленности в связи с тем, что студент не пересдаёт весь курс, а только отдельные компетенции, которыми не смог овладеть ранее из-за определённых причин.

7. Доработать содержание и структуру учебников по английскому языку для студентов различных специальностей так, чтобы они соответствовали курсу обучения: РРР для 1-го и 2-го курсов, ESA для 3-го и 4-го курсов и Patchwork для 5-го и 6-го курсов. Каждый учебный раздел должен содержать устные и письменные компетенции, которыми следует овладеть и можно проверить, а каждый топик должен раскрывать интегрированный подход к овладению компетенциями и завершаться задачами на проверку продуктивных видов речи.

8. Усовершенствовать тесты для проверки сформированных компетенций студентов, которые должны включать задания на проверку лексических и грамматических навыков, а также устных и письменных компетенций.

9. Продолжить проведение учебно-методических семинаров-практикумов и мастер-классов по актуальным аспектам реализации компетентностного подхода.

10. Организовать и провести III Всеукраинскую научно-практическую конференцию «Новейшие тенденции обучения иностранному языку по профессиональному направлению» в 2016 году.

Начать разработку методического пособия, посвящённому опыту внедрения коммуникативного и компетентностного подходов к обучению английскому языку в ХГМА.

На основе проведённой конференции принято решение опубликовать сборник материалов конференции, а лучшие исследования преподавателей по вопросам внедрения компетентностного подхода в «Научном вестнике ХГМА».

Основные приоритеты компетентностного подхода в организации учебно-воспитательного процесса в Херсонской государственной морской академии

В. Ф. Ходаковский, к.и.н., профессор, ректор Херсонской государственной морской академии

Сегодня в Украине сформировалась насущная потребность перехода к новым стандартам учебно-воспитательного процесса. Стратегию развития образования определило Министерство образования и науки Украины.

Херсонская государственная морская академия активно включается в этот процесс, поэтому необходимо активизировать внимание именно на компетентностном подходе в сфере образования, что обеспечит высокий уровень конкурентоспособности выпускника академии. В связи с этим в академии создана рабочая группа, которая наработала теоретический материал и выработала основные подходы к преподаванию специальных дисциплин, которые станут основой для внедрения их в учебный процесс академии.

Общим собранием профессорско-преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала академии одобрены концептуальные основы внедрения компетентностного подхода в организации учебно-воспитательного процесса ХГМА и ее структурных подразделений.

2013-2014 н. г. должен стать в Херсонской государственной морской академии адаптационным годом, который даст возможность улучшить систему учебно-воспитательного процесса и тем самым обеспечит высокий уровень квалификации выпускников академии. Это является доминантным требованием сегодняшнего рынка труда.

Внедрение компетентностного подхода в процессе подготовки судовых механиков

Белоусов Е.В., Ляшкевич А.И.

Сегодня сложилась парадоксальная ситуация: Украина, потеряв основную часть своего торгового флота, продолжает оставаться одним из ведущих игроков на рынке морских перевозок. В настоящее время около 40% всех экипажей на судах европейских судовладельцев укомплектован моряками-выходцами из Украины.

Безусловно, это достаточно обнадеживающий факт, во-первых, потому, что это - реальный выход Украины на международные рынки труда, во-вторых, это обеспечивает прибыль в страну до одного миллиарда долларов в год.

Морская отрасль, являясь международной, диктует свои правила подготовки моряков по всему миру. Сегодня нет понятия украинского или филиппинского моряка, а есть понятие моряка - выходца из Филиппин или Украины. Независимо от того, где они прошли подготовку, они должны отвечать одним требованиям - требованиям Международной морской организации (ИМО). Эти требования изложены в международном кодексе дипломирования моряков и несения вахты (ПДМНВ), в основе которого лежит многоуровневая подготовка морских специалистов на основе компетентностного подхода [1].

Например, в процессе подготовки судовых механиков предусмотрено пять уровней, начиная от рядового и заканчивая старшим механиком (рис.1). При подготовке судовых электриков - два уровня: электрик и электромеханик. Для каждого уровня выделены основные функции, которые тот или иной специалист должен выполнять на судне, а под каждую функцию выписаны компетенции, которыми должен овладеть претендент на занятие соответствующей должности. Чем выше уровень подготовки, тем большим количеством компетенций должен обладать претендент, включая компетенции предыдущих уровней.

Такая система подготовки, принятая в большинстве стран мира, для Украины является новым направлением в организации учебного процесса. Поэтому актуальность внедрения компетентностного подхода в систему подготовки кадров в Украине будет усиливаться с учетом выхода нашей страны на мировые рынки труда, а для морской отрасли, которая является международной, такая задача является первоочередной.

В отечественной литературе существует довольно много определений компетентностного подхода, однако относительно морского образования мы предлагаем остановиться на такой трактовке: компетентностный подход - это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки результатов обучения [2].

Рисунок 1. Многоуровневая схема подготовки судовых механиков согласно кодексу ПДМНВ на основе компетентностного подхода.

Это определение наиболее полно согласуется с теми принципами, которые лежат в основе кодекса ПДМНВ. Попробуем продемонстрировать это на примере профессиональной подготовки судовых механиков, рассмотрев основные аспекты их подготовки на основе приведенного определения и требований кодекса:

1 . Цель образования заключается в развитии у курсантов и студентов способности самостоятельно решать проблемы будущей профессиональной деятельности, а также в других сферах и видах деятельности на основе использования профессионального и социального опыта, элементом которого является и их собственный опыт. В кодексе ПДМНВ эти способности отображаются в виде набора компетенций, которыми должен овладеть претендент для выполнения им той или иной функции.

На рис. 2 представлена структура заимствованной из ПДМНВ таблицы А -III / 2, где сформулированы основные требования для подготовки вторых и старших механиков. Эти компетенции внесены в первую колонку таблицы.

2. Содержание образования представляет собой адаптированный опыт решения профессиональных, социальных, познавательных, нравственных, политических и других проблем на основе полученных знаний, умений и навыков. В новом ПДМНВ профессиональные знания, умения и навыки выделены во второй колонке таблицы А-III / 2 (рис. 2);

3. Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у учащихся опыта самостоятельного решения профессиональных, познавательных, нравственных и других проблем, составляющих содержание образования. В ходе образовательного процесса курсанты должны продемонстрировать овладение соответствующими компетенциями, способы демонстрации которых представлены в третьей колонке таблицы А -III/2(рис.2).

4. Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определенном этапе обучения. Пример критериев оценки степени овладения этими компетенциями приведены в четвертой колонке таблицы А -III/2 (рис.2) кодекса ПДМНВ.

Будучи законодательной базой для определения компетенций в соответствии с заявленными функциями, кодекс ПДМНВ не регламентирует порядок подготовки морских специалистов, а лишь позволяет определить уровень их компетентности.

Для организации образовательного процесса во всех учебных заведениях морского профиля ИМО разработаны универсальные модельные курсы, охватывающие минимальный набор знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть претендент на занятие той или иной должности на судне. Модельные курсы представляют собой логически структурированный документ, в котором для каждого уровня подготовки определены межпредметные связи, приведены тематический план занятий и рекомендации по организации процесса обучения. Подготовка механиков регламентируется курсами ИМО 7.04 - для уровня вахтенного механика и 7.02 - для второго уровня и старшего механика [3].

Колонка 1

Колонка 2

Колонка 3

Колонка 4

Сфера компетенций

Знания, умения и профессиональные навыки

Методы демонстрации компетентности

Критерии для оценки компетентности

Управление работой механизмов двигательной установки

Проектные характеристики рабочих устройств следующих механизмов и связанного с ними вспомогательного оборудования:
1 судовой дизель;
2 судовая паровая турбина;
3 судовая газовая турбина;
4 судовой паровой котел.

Экзамен и оценка результатов подготовки, полученная в одной или нескольких из следующих форм:
1 одобрен стаж работы;
2 одобрен стаж подготовки на учебном судне;
3 одобрена подготовка на тренажере, когда это принять;
4 одобрена подготовка с использованием лабораторного оборудования.

Проектные характеристики и рабочее устройство объясняются и понимаются должным образом.

Рисунок 2. Фрагмент таблицы А-III / 2 кодекса ПДМНВ, где сформулированы основные требования к подготовке вторых и старших механиков.

Каждый пункт модельного курса направлен на овладение курсантами одной или несколькими компетенциями кодекса ПДМНВ. Таким образом, интеграция модельных курсов ИМО в учебный процесс подготовки на уровне морского лицея, колледжа академии позволяет выполнить минимальный стандарт компетентности при подготовке морских специалистов на каждом образовательном уровне (рис.1).

Интеграция модельных курсов в национальные стандарты подготовки может быть осуществлена, на наш взгляд, на уровне пересмотра действующих рабочих программ дисциплин цикла профессиональной подготовки путем строгого соблюдения тематического плана рабочей программы с соответствующими тематическими блоками модельных курсов.

Предварительный анализ кодекса ПДМНВ, модельных курсов, позволяет предполагать, что в рамках национального стандарта подготовки многие курсы специальных дисциплин могут быть значительно расширены как в плане выделения большего количества часов на изучение отдельных тем, так и в плане внесения в тематический план тем, не предусмотренных курсами. Такой подход позволит не только повысить качество подготовки в соответствии с основных компетенций, но и расширить кругозор курсантов по данному предмету, усилив их базовую подготовку.

Безусловно, расширение и углубление курсов профессиональной подготовки потребует пересмотра межпредметных связей с курсами общеинженерной и общенаучной подготовки, которые так же выйдут за пределы, определенные в модельных курсах.

Учитывая вышесказанное, предлагаем такую схему внедрения компетентностного подхода в учебный процесс факультета судовой энергетики:

- приведение учебных планов дисциплин цикла профессиональной подготовки в соответствии с модельными курсами ИМО;

- введение в рабочие программы тем, что выходят за рамки компетенций, рассматриваемых в модельных курсах, позволяют углубить знания учащихся по данному предмету;

- приведение внутрипредметных связей в соответствие согласно имеющимся учебникам, техническим средствам обучения, лабораторной базой, с учетом методических рекомендаций, приведенных в разделах D модельных курсов;

- разработка межпредметных связей, выходящих за рамки основного модельного курса дисциплин общенаучного и общеинженерные циклов;

- разработка рабочих программ дисциплин общеинженерного цикла с учетом рекомендаций модельных курсов и межпредметных связей с курсами цикла профессиональной подготовки, приведение в соответствие внутрипредметных связей;

- разработка межпредметных связей дисциплин общеинженерного цикла с общенаучными дисциплинами;

- разработка интегрированных программ дисциплин общенаучного цикла с дисциплинами общеинженерного и общенаучного циклов с учетом требований модельных курсов и межпредметных связей.

Таким образом, описанная схема даст возможность внедрения компетентностного подхода, начиная с блока профессиональной подготовки, основанный на строгом соответствии с требованиями ИМО и национальных стандартов, структурируя весь процесс обучения на формирование компетентности курсантов в сфере их будущей профессиональной деятельности.

Компетентностный подход: актуальное интервью

Пивоваров Л.А. преподаватель кафедры «Управление судном и безопасности жизнедеятельности», капитан дальнего плавания

Актуальность изучения электронной картографической навигационной информационной системы (ЭКНИС) обусловлена Положением Международной Конвенции SOLAS, частью V, правилом 19.2.10 «Об обязательном установлении ЭКНИС на судах морского флота», которое вступило в действие с 01.01.2012г. и положениями Международной Конвенции STCW (ПДНВ) разделами А-II/1 и А-II/2.

О необходимости приобретения компетенций при изучении предмета «Навигационные информационные системы» мы общались с преподавателем кафедры «Управление судном и безопасности жизнедеятельности», капитаном дальнего плавания Леонидом Абрамовичем Пивоваровым.

– Леонид Абрамович, скажите, пожалуйста, какие сертификаты должны иметь капитаны, старшие помощники и навигационные офицеры согласно Манильскими поправками?

– Согласно Манильскими поправками в Кодекс ПДМНВ, капитаны, старшие помощники капитанов и навигационные офицеры, работающие на судах с ЭКНИС, должны иметь сертификаты об использовании ЭКНИС в соответствии с ИМО Модельным курсом 1.27 (2012).

– Какими критериями следует пользоваться для оценки компетентности при изучении предмета «Навигационные информационные системы»?

– Надзор за информацией ЭКНИС осуществляется таким способом, который способствует безопасному плаванию. Информация, полученная с ЭКНИС (в том числе наложение радиолокационного изображения и функции радиолокационного слежения, если предусмотрено), правильно понимается и анализируется, принимая во внимание ограничения оборудования, (все подключенные датчики, в том числе радиолокатор и АИС), а также преобладающие обстоятельства и условия плавания.

– Какими знаниями и профессиональными навыками с использованием ЭКНИС овладевают будущие морские специалисты?

– Судовождение с использованием ЭКНИС обеспечит знание возможностей и ограничений работы ЭКНИС. Это и глубокое понимание данных Электронной навигационной карты (ЭНК), точности данных, правил представления вариантов отображения различных форматов карт; опасность чрезмерного доверия и знание функций ЭКНИС, которые необходимы согласно действующих эксплуатационных требований.

– Каким образом построена программа учебного предмета?

– Программа разработана в строгом соответствии с требованиями и рекомендациями Международной Конвенции SOLAS, части V, Правила 19; Международной Конвенции STCW (ПДНВ) с учетом Манильских поправок; ИМО Модельными курсами: 7.01, 7.03, 1.27, 1.34, 1.07, 1.08 и Национальным стандартам образования.

1

Сфера компетенций.

2

Знания, умения и профессиональные навыки.

3

Методы демонстрации компетентности.

4

Критерии для оценки компетентности.

5

Учебная дисциплина, в рамках которой обеспечивается овладение компетенцией.

6

Перечень тем соответствующей учебной дисциплины, количество часов, форма проведения.

7

Перечень учебного материала цикла математической и естественно-научной подготовки, необходимого для овладения материалом.

8

Перечень учебного материала цикла профессиональной и практической подготовки, необходимого для овладения материалом.

– И, напоследок, выскажите свои надежды на внедрение разработанной программы.

– После теоретического курса, практических и лабораторных работ на новом комплексе TRANSAS курсанты должны в полной мере овладеть следующими знаниями, умениями и навыками: возможностями и ограничениями ЭКНИС, интерпретациями и анализом информации, полученной от ЭКНИС, управлением операционными процедурами, системными файлами и данными, использованием ЭКНИС для планирования маршрута, воспроизведением обстоятельств, которые имели место, и проверками функций системы.

Многолетний личный опыт работы на судах с ЭКНИС в составе интегрального навигационного комплекса, который отвечал всем последним требованиям ИМО, позволяет надеяться на успешное внедрение разработанной программы в учебный процесс.